Согласно Федеральному закону №487, регламентирующему маркировку товаров — на продукцию, которая должна быть маркирована наносится идентификационный знак.
Система цифрового маркирования «Честный знак» отслеживает все движение товара, начиная от производителя и вплоть до потребителя с помощью кода Data Matrix.
В составе «Честного знака» находится национальный товарный каталог, включающий в себя все сведения о товарах. В системе доступна информация о сроке годности продукта, числе и времени выпуска и продажи товара, сведения о производителе.
Как сразу становится понятно, преимущества обязательной маркировки налицо, ведь таким образом значительно сокращает расширение продаж контрафактных, да и попросту недоброкачественной продукции.
Далее будут размещены некоторые рекомендации о том, как делать маркировку товара в соответствии с действующим законодательством.
Какие товары надо маркировать
Список товаров, подлежащих обязательному маркированию регламентируется Постановлением правительства РФ №792-р. В данном реестре такая продукция, как фотоаппараты, табачные изделия, туалетная вода и духи, шины, постельное и кухонное белье, обувь, вода, одежда — ветровки, трикотаж, пальто и плащи.
С начала 2020 года поэтапной маркировке подвергнутся: молочная продукция, велосипеды, все лекарственные препараты. К 2024 году маркирование должно охватить все группы товаров.
Как делать маркировку товара
Прежде всего, предпринимателю, либо юридическому лицу необходимо быть зарегистрированным в системе «Честный знак», что подразумевает переход к электронному документообороту с использованием ЭЦП (электронной цифровой подписи).
Сама же процедура маркировки осуществляется следующим образом:
- Производитель продукции вводит сведения о товаре, который он собирается изготавливать в генерирующий коды эмиссионный регистратор;
- Регистратор, после запроса на сервер предоставляет уникальный код;
- Изготовитель товара этот готовый маркировочный код наносит на свою продукцию и она попадает на рынок;
- Закупщик, при приобретении партии сканирует маркировочные коды, принимает документы на товар;
- Грузоперевозчики сканируют Дата Матрикс коды и также принимают документацию;
- Уже в пункте реализации товара (магазине, складе) сотрудник приемки сканирует коды маркировки, проверяя соответствие с реквизитами в документах, после чего продукция появляется в прямой продаже (на полках);
- Уже перед вручением товара покупателю продавец сканирует DataMatrix кодировку, тем самым выводя продукт из оборота.
Таким образом все передвижения товара документируются и всегда можно узнать его местонахождение.
Как избежать маркировки товаров
Никак. Подделка, либо самовольное редактирование маркировки практически невозможно, так как коды Дата Матрикс имеют двухфакторную защиту — код проверки ЦРПТ и идентификационный код в национальном товарном каталоге.
Кроме того, за распространение немаркированных товаров можно получить штраф и конфискацию нелегальной продукции. А продажа крупными партиями чревата уголовной ответственностью.