Большинство из нас может зайти в магазин за хлебом, а вернуться домой с несколькими пакетами ненужных покупок. Много ненужных покупок мы совершаем, забежав на минутку в секонд-хенд. Почему же так происходит? Иногда в голову закрадываются странные мысли, после которых ставятся самим себе неутешительные диагнозы: ранняя забывчивость, рассеянность, потеря чувства меры. Но дело не в этом. Опять зловещие прилавки заманили в свои сети? А виноват в этом мерчендайзинг – комплекс мероприятий, направленных на увеличение продаж, употребляется в розничной торговле. Все ловушки расставлены с учетом психологии человека, ведь главное – вызвать нужное эмоциональное состояние у покупателя. В этой статье расскажем, как экономить на покупках и не покупать лишнее в магазине.
Как они это делают
Итак, уловки супермаркетов или «золотая наука» мерчендайзинг:
- При входе в магазин вы определяетесь что взять: тележку или корзину. Чаще всего делаете выбор в пользу тележки, так как ее нужно лишь толкать, а это намного удобней корзины, которую нужно носить в руках. Их еще называют «тележки-грузовозы», ведь они вмещают в себя массу товара.
А для появления покупок в вашей тележке позаботятся другие уловки.
- Прямо у входа вас встречают цветочные и фруктовые выставки.
Они действуют на ваш настрой, чем и располагают нас к приобретению большего количества товаров.
- Следующей хитростью больших магазинов является влияние на наше обоняние. Ведь в супермаркете вы не почувствуете неприятные запахи мяса или рыбы. Чаще всего вас встречают ароматы свежей выпечки либо молотого кофе.
По исследованиям, именно эти ароматы лучше всего влияют на психику человека и вызывают чувство голода. Чаще всего хлебобулочные отделы находятся в другом конце торгового зала. В тот момент, когда идете на запах – проходите множество привлекательных витрин и отделов.
- Для того, чтоб найти, необходимые для нашего стола продукты (соль, молочную продукцию), в поисках мы проходим весь магазин, цепляясь взглядом и руками за разную мелочевку.
Медленная музыка и узкие проходы заставляют вас двигаться по магазину как можно медленней, делая все больше остановок.
- Самые дорогие товары, как правило, размещены в самых удобных для рук и глаз местах. Например, для того, чтоб найти что-то не очень дорогое, но не менее качественное нужно присесть или вытянуться. Но такие старания, как правило, вознаграждаются экономией.
- Очень часто в торговом зале вам предлагают какие либо презентации, дегустации.
Бесплатные образцы ваш мозг воспринимает как неожиданный подарок, и вы, испытывая чувство благодарности, приобретаете товар, о котором ранее ничего не слышали.
- Вы, скорей всего, замечали перечеркнутые ценники, с жирно наведенными «старыми» ценами. А еще старый трюк 0,99, когда вам кажется, что цена намного меньше, чем в соседнем магазине. А разница всего-то в несколько копеек.
- Надпись «количество ограничено» сильно влияет на ваше подсознание.
Вы хотите быть избранным, чтоб именно вам достался тот или иной товар. А еще присутствует боязнь остаться ни с чем.
Ну вот, вы обошли весь магазин и уже подошли к кассе, и тут, вас ждет последняя уловка. Очень часто, чтоб расплатиться, вы какое-то время скучаете в очереди и рассматриваете прикассовую зону, а там… Всевозможные жвачки, батончики, журналы и еще много всего.
И именно в этот момент вам кажется, что всего этого вам не хватает в тележке или корзине.
Не обращать внимания на все эти уловки и хитрости очень сложно, но ситуацию взять в свои руки все-таки можно.
Как не покупать лишнее
- Не следует ходить в супермаркет, будучи голодным. Иначе все кондитерские приманки будут иметь усиленное влияние на ваш мозг.
- Напишите список продуктов, прежде чем идти в магазин.
Список лучше всего кладите в кошелек, там вероятность того, что он потеряется, меньше.
- Когда приходите в супермаркет – вам следует отказаться от тележки, которая является одним из главных орудий психологической атаки.
Берите корзину, с ней вы будете иметь возможность легко передвигаться по торговому залу. И наполнять корзину желания не будет, так как носить за собой тяжелую ношу не очень приятно.
- Не следует ходить за молоком, солью, хлебом и другими важными продуктами в супермаркет, если изначально знаете, что более вам ничего не надо, так как рискуете купить пару-тройку ненужных товаров.
- Если вы думаете, что заполнив тележку до отвала, не будете ходить в магазин недели три – ошибаетесь. Свежие овощи и хлеб нужны практически ежедневно. А при очередном посещении супермаркета все повторится вновь.
Психологи считают, что очень часто покупатели испытывают комплекс пустой корзины. Иногда, человек может себя чувствовать белой вороной, если, в отличие от покупателей с полными тележками, его корзина окажется пустой. Особенно комплексовать такой покупатель начинает возле кассы, когда рядом стоящие, якобы смотрят на него с неуважением, сравнивая покупки. Вы имеете право купить столько товара, сколько вам нужно. Не стесняйтесь выложить на кассе батон и творожок ребенку.
- К уцененным товарам следует относиться внимательно. Если сами не можете найти причину снижения стоимости – узнайте ее у консультанта.
Если только у кассы вы усомнились в правильности сделанных покупок, либо стоимость оказалась выше, чем на ценнике – не стесняйтесь вернуть товар кассиру.
- Чек нужно проверять, не отходя от кассы. Так вы сможете избежать неприятных сюрпризов в виде неправильно выбитого количества товара. Не следует при этом обращать внимания на многозначительные вздохи очереди.
- Дабы избежать воздействия различных слуховых и вкусовых эффектов в процессе шоппинга, следует вооружиться средствами защиты: наушники, в которых будет звучать энергичная музыка; туалетная вода, перебивающая соблазнительные запахи; очки с тонированными стеклами.
В конце концов, все принимаемые решения зависят от вас. И только в ваших силах выбрать не только вкусные, но и полезные продукты.
Теперь вы знаете, как экономить на покупках.