Под медицинскими услугами понимаются любые медицинские вмешательства, которые проводятся в диагностических, терапевтических или профилактических целях, а также для реабилитации. Для осуществления указанных видов деятельности необходимо иметь лицензию, а то время как сертификация проводится на добровольной основе в целях получения конкурентных преимуществ.
Обязательное лицензирование медицинских услуг
Согласно Федеральному закону №99 от 04.05.11 года, медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию вне зависимости от того, кто ее осуществляет: государственные или частные организации. Без указанного документа учреждение здравоохранения не вправе вести практику.
Лицензирование проводится Росздравнадзором. В целях прохождения процедуры предприниматели обращаются в ведомство с заявлением установленного образца и полным комплектом документов. В рамках оценочных мероприятий проверяется:
- наличие у организации необходимых материальных ресурсов: помещений, инструментов, оборудования, расходных материалов, медикаментов и прочего;
- наличие сотрудников, квалификация которых подтверждена в установленном порядке.
Лицензия Росздравнадзора не имеет срока действия, но может быть отозвана в любой момент за нарушение требований законодательства.
За ведение деятельности без лицензии предусмотрена административная ответственность в виде штрафов и приостановления работы.
Добровольная оценка соответствия медицинских услуг
Под сертификацией медицинских услуг понимается подтверждение качества и стабильности их оказания в добровольном порядке.
Процедура оценки проводится для целей получения преимуществ на рынке, к числу которых относится:
- формирование положительной репутации среди клиентов и деловых партнеров;
- возможность сотрудничества с крупными компаниями (например, в рамках договоров ДМС);
- стимулирование спроса на услуги;
- увеличение шансов на победу в тендерах;
- возможность отнесения сервиса к определенному сегменту рынка («бизнес», «люкс» и т.д.).
Скан сертификата на медицинские услуги можно разместить на официальном сайте, указать номер документа и знак качества в рекламных материалах. Потенциальные клиенты будут ориентироваться на эту информацию в процессе выбора клиники.
Также прохождение сертификации способствует оптимизации работы учреждения здравоохранения. Независимые эксперты проанализируют работу предприятия и укажут на ошибки, недочеты, которые могли бы остаться незамеченными в обычных обстоятельствах.
Оценка качеств услуг проводится в системах добровольной сертификации (СДС), которые зарегистрированы в Росстандарте.
В ходе процедуры предприниматель вправе подтвердить соответствие одной или нескольких услуг требованиям стандартов. Чаще всего оформляется сертификат на услуги:
- акушерства и гинекологии;
- аллергологии;
- кардиологии;
- вакцинации;
- дерматовенерологии;
- косметологии;
- мануальной терапии;
- проведения медицинских осмотров;
- иные виды.
Сертификат выдается на срок до 3 лет.
Также мед.организации вправе сертифицировать систему менеджмента в рамках международных стандартов ИСО или их отечественных аналогов ГОСТ Р. В ходе процедуры подтверждается, что модель управления отвечает передовому мировому опыту. Сертификат ИСО выдается на 3 года.
Какие документы потребуются для сертификации услуг?
Для оформления сертификата на услуги медицинской организации необходимо обратиться к специалистам. От вас потребуется следующий комплект документов:
- заявление;
- сканы ИНН и ОГРН;
- карточка предприятия;
- список оказываемых услуг (с указанием кодов ОКПД2 и ОКВЭД);
- документальные подтверждения наличия помещений для оказания мед.услуг;
- подтверждение наличия аппаратуры, оборудования, инструментов, расходных материалов и т.д.;
- документация, подтверждающая образование и стаж врачей;
- санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии используемых помещений установленным нормам;
- иные документы (по запросу экспертов).
Также в добровольном порядке заявитель вправе предоставить документы, которые подтверждают качество услуг, например, результаты экспертных оценок, ранее оформленные сертификаты.
Как проходят сертификационные процедуры?
Согласно государственному стандарту 54659-2011, сертификация медицинских услуг осуществляется по следующему алгоритму:
- Предприниматель направляет специалистам заявку, заполненную по установленному образцу, с комплектом документов.
- Специалисты рассматривают заявку, принимают решение о возможности проведения процедур добровольной оценки соответствия.
- Стороны подписывают договор, клиент совершает оплату.
- Эксперты осуществляют оценку качества услуг, принимают решение о выдаче сертификата или об отказе.
- Заявитель получает сертификат, сведения о котором внесены в электронный реестр СДС.
Срок действия сертификата на услуги не может превышать 3-х лет.
Ежегодно специалистами органа по сертификации проводится инспекционный контроль. Содержание оценочных мероприятий определяется экспертами исходя из перечня видов услуг организации, наличия / отсутствия претензий со стороны потребителей и контролирующих организаций, прочих факторов.
Остались вопросы? Чтобы узнать подробнее о сертификации медицинских услуг и получить содействие в оформлении сертификата можно в центре сертификации «EAC Audit». Подробности по ссылке https://eacaudit.ru/article/sertifikatsiya-uslug-v-oblasti-zdravoohraneniya.