Нередко работник не чувствует в организации защиты с точки зрения нравственности. Такая ситуация складывается в коллективе, где руководитель не умеет грамотно общаться со своими подчинёнными. Именно характер отношения начальства к сотрудникам влияет на морально-психологическую обстановку. Руководитель должен чётко обозначить нормы и принципы, которым он следует в отношениях с подчинёнными. Именно эти нормы определяют, как осуществляется управление и в чём проявляется служебная дисциплина. Вот некоторые образцы поведения руководителя по отношению к подчинённым.
Правила делового общения для руководителей
- Если работник не выполнил ваших указаний, нужно, чтобы он знал, что вы в курсе этого. Оставляя ситуацию без внимания, вы даёте сотруднику повод думать, что он перехитрил вас.
К тому же указание на недочёты и недоработки входит в круг обязанностей руководителя.
- Указывайте на недостатки в действиях и поступках человека, а не в его личности.
- Не давайте подчинённым советов личного характера. Даже если вы сможете помочь, благодарности ждать не придётся. А если навредите, будете отвечать за последствия.
- Ни в коем случае не позволяйте работникам думать, что ситуация вышла из-под вашего контроля. Так вы сохраните их уважение.
- Будьте справедливы: за хороший труд вознаграждение должно быть соответствующим.
- Поощряйте свою команду, даже если успех практически полностью заслужен стараниями самого руководителя.
- Не забывайте чаще хвалить подчинённых. Такое моральное поощрение укрепит их чувство собственного достоинства.
Как отдавать распоряжения
Действуйте по ситуации, оценивая, есть ли время для обсуждения деталей.
Учитывайте особенности характера работника – имеете вы дело с активным профессионалом или человеком, нуждающимся в постоянных подсказках и ободрениях.
Распоряжение может быть отдано в форме приказа, просьбы, вопроса.
- Приказ используют, в основном, в экстренных случаях, или как крайнюю меру воздействия на нерадивых работников.
- Просьба имеет место в типичных ситуациях при наличии между подчинённым и начальником доверительных отношений. В данном случае сотрудник имеет возможность выразить своё видение проблемы, если её вдруг нельзя решить. При этом определённый тон и порядок слов могут мигом превратить просьбу в приказ.
- Вопрос полезен, если вам нужно спровоцировать дискуссию на тему конкретной работы, или вы хотите, чтобы работник проявил инициативу. Вы можете спросить: «Нужно ли нам это делать?», «Каким образом мы можем это выполнить?».
Учтите, что для недостаточно квалифицированных сотрудников это может стать сигналом вашей уязвимости и неосведомлённости.
Теперь вы знаете, как общаться с подчиненными, и можете стать грамотным руководителем.