Обида — это целый спектр «токсичных» чувств, который возникает всякий раз, когда наши ожидания, не совпадаю с реальностью. Состояние обиды, появляется тогда, когда мы чувствуем гнев на обидчика, несправедливость по отношению к себе, горькие воспоминания, злость, обидные слова в «свой» адрес. Но, в отличие от злости, которая служит источником мотивации и деятельности, отрицательная энергия идёт не наружу, а внутрь нас, разрушая душу, наши эмоции, и представления о мире.
Почему нельзя накапливать обиды
В жизни каждого человека, возникают ситуации, когда кто-то, на кого-то обижается. Состояние обиды, появляется, когда мы чувствуем какую-либо несправедливость. Причины для обид, могут быть разные: Забыли поздравить с днём рождения, не ответили на SMS сообщение, грубо обошлись, предали, подвели, отказали в просьбе и т.д. У каждого человека, существуют личные пределы допустимого, и если кто-то их нарушает, мы начинаем на это реагировать.
Если человек обижен и «застрял» в незавершённой ситуации, обида может:
- Овладеть сознанием человека.
- Открыть психологические раны, не поддающиеся лечению.
- Постоянные переживания, приводят к возвращению проблемы, которая остаётся неразрешённой.
- Возвращение к «старой» обиде, приводит к новым надуманным проблемам, когда начинают придумывать того, чего не было.
Разобраться в возникшей ситуации, можно лишь в том случае, когда человек признает существование обиды, и осознает, чем она была вызвана.
Как справиться с обидой и всё простить
Обида — это путь в никуда. Чтобы разобраться в ситуации, нужно осознать, что же на самом деле произошло, стараясь разложить по полочкам: злость, страх, стыд, жалость. Примирение с обидчиком, важная положительная реакция, которая помогает, снизить стрессовое состояние, из-за постоянных внутренних переживаний. Прощение может быть:
- Волевым. С намерением отказаться от мести, игнорирования, и относиться к обидчику по-человечески.
- Эмоциональным. Происходит в результате смены негативной реакции, на положительные эмоции, и восстановление доверительных отношений.
Прощение обидчика, может произойти, а может и не произойти. Человек, обидевший другого, может и не понять, своего поведения. Такое чаще всего происходит, между начальником и подчинёнными, когда сотрудника, многократно задевают, могут унизить, и руководителю всё «сходит с рук». В таком варианте, важен диалог, как стратегия к переговорам.
При прощении другого человека, важно, обратить внимание на его поведение, и желание, исправить ситуацию к лучшему. Если обидчик относится к категории невоспитанных хамов, и постоянно, наносит вред другому человеку, нарушая границу дозволенного, то в этом случае в его прощении, не имеет смысла.
Человек, уважающий себя, не обязан сохранять отношения с теми, кто обесценивает достоинство другого, и с такими людьми, лучше не общаться. Прощение, не означает примирение, и после него, не обязательно, возвращаться к прежним отношениям, и принимать поведение обидчика. В народе говорят: «На обиженных воду возят». Если вам нанесли эмоциональную боль, или же человек обижается по любому поводу, нужно остановиться, и в открытую спросить у обидчика: что он имел ввиду, на самом деле? Во время диалога, могут раскрыться истинные мотивы, отличные от тех, что вы успели надумать.
Обиды невозможно контролировать, и если человек, хочет чувствовать себя комфортно и защищёно, он обязан осознать, что нанесённую обиду, не нужно воспринимать близко к сердцу, потому, что именно Вам, предстоит мучиться от злости, ярости, переживаний, а обидчик, даже и не догадается, что происходит в вашей душе. Обида, чувство разрушительное, поэтому, нужно обязательно простить того, кто причинил вам боль.